Манифест к «Архстоянию»-2022
Счастье есть?
«Мгновенья счастья на подъем ленивы,
Когда зовет их алчный зов тоски;
Но, чтоб уйти, мелькнув, — как тигр, легки.
Я сны ловить устал. Надежды лживы».
Франческо Петрарка
Тема фестиваля «Архстояние» — это предмет подслушанных разговоров. Иногда об этом говорят участвующие в фестивале художники, иногда — команда фестиваля или местные жители. Зачем они проделывают этот сложный и долгий путь, почему готовы променять городской комфорт на жизнь в палатке, что вообще здесь ищут и находят ли?
Мы провели исследование. И сквозь ответы первого порядка увидели «Архстояние» глазами этих людей — удивительную современную версию сакрального места, где получается вырваться из оков повседневности, посмотреть на свою жизнь со стороны и определить механизмы обретения настоящего, глубокого и устойчивого счастья. Мы выбрали темой фестиваля понятие «счастье», и рассуждения о нем расползлись от идей гедонии и эвдемонии до важности положительных эмоций и согласия с истинным «я».
В один день мир изменился. Счастье?
Посыпались сводки новостей, и все наши размышления свернулись в клубок, развязать который уже невозможно. Наше поколение сталкивается с этим уже не в первый раз. В последнее время потрясения стали почти привычны. Мы то и дело въезжаем в темный туннель и каждый раз стремимся изо всех сил к брезжущему впереди свету. Последний туннель, — эпидемия, который мы, казалось бы, почти преодолели, — за счет нового испытания вдруг вытянулся так далеко и витиевато, что света и не видно. Нам остается лишь надеяться и продолжать движение к нему даже в полной мгле.
«Счастье есть» — в утвердительной форме заявляет клип диджея Грува 1996 года. Под новую для поп-сцены того времени хаус-музыку звучит ясный голос Раисы Горбачевой, записавшей эти слова специально для трека. Раиса Максимовна — культурный герой, знакомый тем, кто хотя бы немного застал советские времена. Символ перемен. В первые годы новой России она уверенно говорит: «Счастье есть, его не может не быть». И ей почему-то хочется верить.
На постсоветском пространстве тогда только-только наступила новая реальность, обрела свободу новая эстетика. Михаил Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС, больше не мучает надоевшими речами с президиума. Он скромно вторит своей супруге коротким рефреном: «Не плодите ненависть». Такая вот простая формула: живи, как хочешь, свободно танцуй под любую музыку, не плоди ненависть — и счастье обязательно придёт. Оно не может не прийти.
Никола-Ленивец встретил новую эпоху сменой индустриального уклада. Удивительный случай — кризис аграрного производства привел деревню прямо в постиндустриальную креативную экономику. Арт-колхоз, как нас называют, стоит на отшибе обыденной жизни. Из того, что Бог пошлёт, здесь строят башни. Изображая несуществующие обряды, создают коллективные художественные перформансы. Исполняют музыку для деревьев или поют в реке. Всё это ненадолго вырывает зрителя-участника из лап прагматичной городской жизни. Там, в городе, каждый выполняет свою функцию под ритмичную музыку и рекламные акции, обещающие непременное счастье, можно даже с доставкой на дом. Это вроде даже работает. Но каждый год в Никола-Ленивец, на «Архстояние» возвращаются люди, все больше и больше обеспокоенные потерей смысла в этом общем прагматичном производстве прогресса. Возвращаются за счастьем и с надеждой на его обретение. Но, в связи с участившимися кризисами, теряется даже надежда. На мгновение наступает абсолютная беспросветная мгла…
Счастье есть. Его не может не быть. Эти слова, сказанные на языке выдающихся экзистенциалистов Достоевского и Солженицына, звучат наивно. Это ничего, Никола-Ленивец, как самопровозглашенная утопия, никогда не чурался наивности. Но и без экзистенциального осознавания, без поиска смысла в том, через что мы проходим на пути к счастью, больше нельзя. Архстояние ставит в конце постулата Раисы Максимовны и 30-летней эпохи ритмичного движения под хаус-музыку вопросительный знак. Не для того, чтобы усомниться в существовании некого счастья, а чтобы придать осознанности дороге к общей мечте.
Фестиваль остается верен своим утопическим представлениям о том, что исправить любую проблему в большом (внешнем) мире можно, собравшись вместе и сыграв один большой спектакль-фестиваль. Художники, авторы коллективных перформансов и музыканты представят мистерию-путешествие о том, как обрести опору в полной мгле, о том как возникает и раскрывается в душе надежда, как следовать за ней и не сбиться с этого пути.
«Архстояние»-2022 о том, как пережить темную ночь, чтобы в конце ее встретить яркий рассвет.